Мохаммәт Миначев.
ПОСЛАНИЕ молодым.
Я в те 90-ые годы 20 века был максимально активен, да впрочем был активным всегда, но хочу сказать, были годы перемен, все кипело и мы были в ожидание перемен. Для меня перемены значили одно, максимальная национальная свобода, в Москве открытия татарских школ и детских садов, где бы все предметы преподовались на татарском языке, а русский язык был как предмет, наравне иностранного. Как когда то преподовались в татарских школах, во всяком случае, хотел также как было когда я учился. Но, увы, меня не поддержали мои же сородичи. Видимо они учились в русских школах, а татарский у них был как предмет, как в той школе где я учился, там наоборот был русский язык и как предмет. Контакты с Татарстаном и национально ориентированной татарской интеллигенцией у меня были еще с 80-х годов, комне писали, приезжали татары совсех мест необятного СССР, были очень хорошие, национально орииентированы, как и я, многие из них изучали историю татар. Один из них позже написал несколько замечательных книг по нашей истории и древнетюркской религии Тенгрианство. Так что, к моменту образования ВТОЦ, я уже был довольно известен многим из них, некоторые меня знали заочно, а с некоторыми мы познакомились позже.
Национальное движение татар в какой-то мере было везде в Союзе, разумеется, в том числе и в Татарстане. Очень интенсивные были связи со всеми татарами из больших городов, таких как Ленинград, и со столиц союзных республик. Контакты были разные и с разными национальностями, но эпизодически, не постоянные. Я, например слышал жалобы ингушей, когда приходил в мечеть, что им не вернули Пригродный район, сочувствовал им, но вникать в суть чужой беды, значило для меня забыть и забросить свои национальные, чего допустить не мог. Движения в национальном плане, начались с конца 80-х годов, после первого официального, самим устроенного сабантуя в 87 году. После этого сразу в следующем году организовали общественную организацию КЛТКА “Туган тел”, но не успели как следует начать работать, как у нас произошел раскол. Я уже где-то писал об этом расколе, но повторюс еще раз, в этом расколе были виноваты два человека; Рафкать Галимов и Нур Гарипов. Которые организовали новую организаөию “Товарищество почитателей татарской культуры Туган тел”. Названия схожие, у нас “Любители татарской культуры”, а у них “Товарищество почиталей татарской культуры” и у обе организации названы “Туган тел”? Это было сделано ими специально, или сами до этого додумались или им это подсказали доброхоты из КГБ? У этого “товарищество” вся деятельность была направлено на подрыв нашей организации, и видимо, они полагали впоследствие нашу организацию поглотить, что и произошло спустя два года. Вот нашел в своем архиве среди бумаг текст своего выступления на каком-то собрание, скорее всего после создания раскольниками новую организацию, возможно в том же 1988 году. сохранившееся выступление на эту тему. Текст привожу полностью, посколько проявляет свет в дела тех лет.
Е.М. Миначев: “Прежде чем начать говорить о проблеме регистрации нашего общества, хочу обратить ваше внимание на изменении названия нашего общества. Как известно, первоначально свое общество мы назвали как “Московский клуб любителей татарской культуры “Туган тел”. Хотя, в уставе четко и ясно было написано, что это общественная организация москвичей-татар, ничего не имевшего с любительством, но некоторые товарищи не были удовлетворены этим, и спустя около двух месяцев, после образования нашего общества, создают новое обшество с аналогичным названием, только вместо “любителей”, “почитатели”, вместо слово “клуб”, “товарищество Туган тел” .Тогда, чтобы избежать путанницы и не входя в конфротацию с этим новым обшеством, мы решили сменить название общества, на “Московское общество татарской культуры, на очередном заседание совета Общества (22.10. 1988 г.). Мы почувствовали название было не очень удачное, собирались менять, а тут уже стало необходимо это делать.
Те товарищи, отколовшиеся в свое время от нас, зарегистрировались как любительское объединение “Товарищество почитателей татарской культуры “Туган тел”. Недавно статья была напечатана в газете “ВМ” (Вечерняя Москва) об этом.
А мы ещё регистрацию не прошли, но мы будем регистрироваться в Моссовете не как любительское оъединение , а как общественная организация, поэтому этот путь оказался длинее. Обществаеная организация по своему статусу выше любительского объединения, более шире имеет возможность в своей деятельности. Тут нет учредителя-гаранта, как в любительских объединениях. Например, как у “Туган тел”, учридетелем учредителем-гарантом выступает городской фонд культуры, у которой большие права в отношении любительского объединения, вплоть до роспуска объединения. Также любительские объединения не могут создавать профессиональный театр, открыть культурный центр, иметь свою газету, и т.и д., в остальном они вправе заниматься проведением литературно-музыкальных вечеров, вечеров отдыха, распространять книги и журналы и т.д. Если уж создались две организации, то пусть, мы могли бы сотрудничать с ними (на благо татарской нации), работы много, хватит нашим обеим организациям. Если, конечно, они придерживаются тех же целей, что и мы.
Московское общество татарской культуры видит свою задачу в удовлетворение культурных и духовных потребностей татарского населения столицы в развитии языка, помочь в раскрытие творческих возможностей людей татарской национальности, полнее включить их потенциал в перестройку нашей жизни в русле прилагаемых усилий партийно-советских органов в этом направлении; В возрождении своих национально-культурных очагов в Москве, в налаживании преподавания татарского языка в школах и детских садах города; создания национального канала на ЦТВ и Радио, открытия магазина татарской книги, библиотеки, культурного центра, профессионального театра, открытия газеты на татарском языке. Всего этого можно будет добиться совместными усилиями татар-москвичей и их общественных организаций, совместно партийно-совентскими органами. Все мы за перестройку и мы ей должны помочь, но и она должна принести нам реальный шанс на развитие нашей национальной культуры. Я ешё раз подчеркиваю, реальный шанс, т.е. пора властям лать возможность на деле реализовать наши стремления на возрождение, на деле, на практике, не только на словах. Общество в своей деятельности рассчитывает на всестороннюю помошь и поддержку со стороны партийно-советских органов, депутатской комиссии Моссовета по межнациональным отношениям Исполкома. Моссовета, Главноеного Управления культуры и других служб, а также районных организаций города, партийно-советских органов Первомайского района имеюшего с нами тесные контакты в летнее время. Наше Обьщество сотрудничает аналогичными организациями москвичей других национальностей, поддерживает тесные контакты с татарским Общественным Центром в Казани, а такде с культурно-просветительскими общественными организациями татар в других регионах.
В настоящее время, наше Общество изучает возможности расширения преподавания татарского язывка в школах и детских садах Москвы, ищет контакты с родителями с целью расширения контингента учащихся. Этим вопросом постоянно занимаюсь я, очень много сделал Дамир Гыйззатуллин, активно помогает Валиахмет Садур, а с некоторого времени эту работу взвалил на себя Фарит Ханбеков, который очень квалифицированно и со знанием взялся за дело. Также наше Общество открыла курсы по изучению старой графики, где наши специалисты по восточным языкам Гульсум ханым Галимова и Урал Шарипов прекрасно ведут занятия. Хантимирова Г.З. прочла очень содержательную лекцию по истории древней татарской литературы. Но пока развернуть работу полностью мы не имеем возможности по независящим от нас обстоятельствам. Регистрация тормозит всю нашу деятельность, не позволяет нам открыть свой счет в банке, заказать печать и бланки, войти в какие-либо деловые отношения с государственными организациями, развернуть концертную деятельность, открыть культурный центр, театр, выпускать газету и т.д. Наша техническая неворуженность, тоже является большой помехой в эффективности работы Общества. Далеко ли ходить, даже напечатать текст устава, тиражировать его, представляет большие трудности, теряется время понапрасну. После регистрации наши возможности постепенно будут расширяться, по мере приобретения помешений, работа будет разворачиваться шире, все больше людей будут иметь возможность приобщаться к своей национальной культуре, к их живительным истокам.
Наше Общество, разворачивая свою деятельность в культкрно-просветительском напрапвлении среди москвичей-татар, будет способствовать росту самосознательности среди них, укреплению дружбы между советскими народами, росту советского патриотизма, будет способствовать активному вклбчению человека в сферу производства материальных благ, что приведет к росту производства, в конечном итоге к росту благосостояния советского народа. Благодарю сех за вгимание.
В Казани организовали ТОЦ, то же в 1988 году, видимо чуть позже нас они организовались, возможно они торопились не отстать от москвичей татар, у нас организация уже была, хотя и не зарегистрирована, а у них не было, вот они создали ТОЦ. Документы у них были в порядке, там значительная интеллектуальные силы были вовлечены в ТОЦ, а у нас с этим вопросом было туго. Хотя с самого начало к нам пришли некоторые интеллектуалы: Урал Шарипов кан. ист.н., професора Абдулхан Ахтамзян и Агдас Бурганов, кан. мед.н. Раиса Исаева, кан. ист.н. Вагиз Алиев, авиа конструктор Хайдар Мусин, кан. хим.н. Адхам Валишин. Но они не понимали сути национального движения и сильно проигрывали мне по этим вопросам. Ведь не зря же я стал председателем общества, имея среднее образование и 2-х годичные курсы журналистики, тогда как они имели ученые званияи даже один был доктором наук. Но, этот доктор наук был предан идеи коммунизма и даже после распада СССР благоговейна с придыханием, с большим почтением называл лидера нынешнего КПРФ – Генадием Андреевичем. Так что, в интеллектуальном отношение мы серьезно уступали Казанскому ТОЦу во главе с М. Мулюколвым. Это и понятно, там все же некоторые интеллектуалы думали национально, хотя и не понимали до конца важности момента. Я тоже был не лучше их, просмотрел же смену лидера М. Мулкова на З. Аглиуллина, и даже голосовал за него. Эта была большая моя ошибка, видимо Аглиуллина двигали каке-то черные силы встать во главе ВТОЦ, а встав во главе этой организации, ничего не делать. Поскольку все решал тот, кто стоит во главе, так было принято тогда у нас, а он ничего не делал в самый разгар событий, время было упущено. Все. Наши попытки повернуть вспять события ни к чему не привели, ни возврат на прежнее место М. Мулюкова, ни образование Милли Мэджлиса-уже ничего менять не смогло, национальное движение татар стал постепено угасать, пока окончательно не угасло.
На все курултаи ВТОЦ я получал приглашение и, кажется, на всех принимал участие, во-всяком случае до 1994 года, потом на каком-то курултае не участвовал, где были избраны по очередно председателелями ВТОЦ, Заки Зайнуллин и Рашит Ягофаров. ....
Конечно, я был в гуще национального движения, но ни в Казани, а в Москве, что в общем-т и понятно. Поскольку у меня в Москве появились назойливые соперники, которые вечно старались перехватить инициативу из моих рук, какое бы дело я не начинал, Н. Гарипов с Р. Галимовым тут как тут и они начинали делать то же, что и я. Это раздражала меня, состороны людям казалось, какая разница кто этим делом занимается, М. Миначев или Н. Гарипов, важно чтобы дело было бы сделано! Но, это только со стороны так кажеться, а на самом деле, было все не так. Если, я обидевшись на Нура бросал начатое дело, то он начинал верещать, что я не занимаюсь делом, а их “Туган тел”-занимается. Не важно, что они делали это для отвода глаз, при этом практически ничего не делали, но люди им искренно верили, вот Нур делает доброе дело, а Миначев ему мешает! Я искренне верил, что люди разберуться в этом, и наконец поймут, что это все враье, что утверждали Нур и его сторонники и отвернуться от него. Но проходило время, я полагал, что люди от него отворотятся, но ничего подобного не происходила, наоборот, стали некоторые от меня отворачиваться. Ничего не понимал, я был как всегда и действовал так же на благо татар, а они от меня начали отходить. Даже Рөстәм абый Медведев с Нәзирә ханым, встали на сторону Нура, так же и Дамир Гыйззатуллин[1], который был близок со мной в те годы. Помниться, мы с ним и с покойным Валиахметом Садур, стояли с плакатом на татарских концертах по поводу открытия татарской школы в Москве в 1987-88 годах. Были с ним единомышленниками, много беседовал я с ним по нашим национальным проблемам, и я его считал надежным человеком, видимо, был легковерным человеком, поскольку разговаривал с ним открыто ничего не таясь, как с некоторыми другими людьми. В последствие Рөстәм абый и Нәзирә ханым вернулись опять ко мне, я им никаких претензий не высказал, просто сделал вид, что между нами ничего не произошло и продолжили прежние отношения единомышленников. Правда, Нәзирә ханым порывалась рассказать как Нур их отвратил от меня, но я не поддерживал ее стремления и она замолкала. Я знаю, как Нур увел моих людей от меня, он им говорил “он же мишәр” и этого оказалось достаточно, чтобы увести от меня моих единомышленников!? Я поражался, ну и что, что я мишар, это ведь тотже татарин у нас все общее, нет ничего отдельного, но тем не менее, многие мои сородичи из казанских татар отвернулись от меня, ничего не сказав мне о причины своих поведения. Вот Д. Гыйззатуллин нестал обращать внимание на это, может от того, что у него первая жена была мишаркой из моей деревни и сын от мишарки, может он не делил татар, как это делали и делают многие общественники. Не знаю, возможно ему было не выгоден отход от меня, впрочем он поддерживал отношения и с Нуром тоже. Я никогда и ни откого не требовал в лояльности к себе, полагал, поскольку все что делаю во благо нации и поэтому считал люди видят же, все происходит у них на глазах, сами разберуться. Оказалось, зря я это так делал, редко кто из них так мог поступить, а подавляющее большинство людей ждали указки, подсказки, а сами анализировать ситуацию не хотели, или не могли? Это я потом догадался, когда практически поезд уже ушел. Я очень доверчив, до сих пор как и прежде, ни с кого не требую преданности к себе, лишь требую преданности идеи. К сожалению идейных людей у нас мало, больше исполнители.
Да, Нур был еще тот фрукт, как бы поджидал, чтобы я начал что-либо делать, и он тутже начинал то же самое. Вроде это не плохо, когда несколько человек занимается тем же делом, как бы дополняют друг друга, помогает как можно больше охватит людей? Что в этом плохого? Но, тут важно, как делает человек взявшись за дело и что из этого выходит? Вот случай с открытием памятной доски М. Джалиля на фасаде дома в Столешниковом переулке, где до войны несколько лет жил поэт. Я задумал обратиться к московским татарам и собрать подписи с просьбой установления памятной доски, и Нур тут же взялся за это дело горячо и вдохновено. Ну, кто будет против тому, кто помогает общему делу? Конечно, я только обрадовался, что Нур подключился к этому делу по сбору подписей под письмом в ЦК КПСС. Но, как это он проделывал? На наших концертах очень шумно собирал подписи под это письмо, всегда на виду, как говориться, весь в работе. Он при этом кричал: “Собирает подписи под письмо “Туган тел” с просьбой установления памятной доски М. Джалилю” и ни слово, что сбор подписей начал собирать я, и готовлю письмо от организации МОТК. Люди видели, что Нур работает, а Миначев занимается не понятно чем и мешает ему собирать подписи!? Это конечно, хорошо когда есть кому помогать, я же не мог ему запретить собирать подписи? Ну, он проделывл это, как бы в пику, хотя с моей стороны не было никаких возрожений, тем не менее, Нур представлял дело таким образом, как будто я против его деятельности. Одним словом, всячески старался меня и нашу организацию дискредитировать в глазах татар-москвичей. Надо сказать, это ему, к сожалению удалось сделать, люди постепенно поворатились в его сторону.(?)
В Казани, естественно не хотели раскола в Москве среди татар и всячески старались нас с Нуром примерить, сблизить. Примерять можно людей, которые по какой-то причине поссорились, а мы с Нуром не ссорились, просто были с ним цели разные. Я хотел благо своему народу, а Нур действовал по указке КГБ, как примерить людей преследующих противоположных целей? Не возможно это сделать, если не подчинить одну сторону другой, а я не хотел подчиниться указкам конторы[2], котрая против всего татарского. Возможно, некоторые из ТОЦа знали суть наших разногласий с Нуром, но делали вид, что не понимают в чем дело, а другие, видимо полагали как межличностной конфликт двух лидеров. Но, это было не так. Вот эти мелкие дрязги портили нервы, а Нур всегда хитро улыбался, видимо этим хотел показать, что мои усилия тшетны, и он меня заблокировал. Может так и было, но я далекий от интриг ничего поделать не мог. Пока со временем ситуация само-собой не исправилась, жизнь нас окончательно не развела. Некоторые люди разобравшись с тем, что из себя представляет Нур, вернулись опять ко мне, а после, кажется 1994 года, и ВТОЦ и ММ, нконец поняли что из себя представляет Нур. Да, люди вернулись опять ко мне, правда не все, стали работать вместе со мной на поприще национальной культуры.
Много крови мне стоили эти годы, пока я не вернул частично свой авторитет среди народа
Стремительно развивались события в РСФСР после развала Союза, Татарстан принял Декларацию О независимости 30 августа 1990 году, но руководство РТ все медлила объявить о своей независимости. А противники независимости РТ все искали пути, как бы запретить это делать Татарстану и всячески поносили республику и его руководства. Вся СМИ РСФСР[3] была враждебно настроена против республики, в этом вопросе все государственные чиновники от РФ, начиная от демократов и кончая коммунистами, были против суверенности РТ. Даже такой демократ как Ельцин Б.Н., который сказал будучи в Казани “берите суверенитет столько сколько сможете проголотит”! К тому времени РТ формально уже имел полный суверенитет и не нуждался в “разрешение” Ельцина, так думали в национальном движение, но этого оказалось совсем не достаточно. Б.Н. Ельцин в свое время приветствовал независимость Прибалтийских республик, но в этоже время, был противником независимости татар.
Давление на РТ со стороны РФ был колосальным, запугивали все, начиная от Председателя Съезда нардепов Хасбулатова, до народных депутатов, без разбора, от демократов до коммунистов включительно. Съезд нардепов РСФСР откровенно игнорировал Декларцию О независимости Татарстана, говорили, что этого не достаточно, чтобы выйти из состава России, а должен был принять Декларацию лишь народ Татарстана, а не депутаты Госсовета РТ, независимо от национальной принадлежности. Требовали провести референдум о независимости РТ, вот тогда они признают итоги референдума?! У противников независимости РТ был расчет на русских, живущих в Татарстане с периуда Ивана Грозного, коих в то время в республике было большинство (52%), против 48% татар. Наконец, на март месяц 1992 года был назначен референдум в Татарстане, с подтверждением принятой Декларации О суверенитете 30-го августа 1990 г. Мы также опасались результата референдума, тем более татары за пределами РТ в референдуме участвовать не имели право, хотя многие и хотели участвовать в нем. Перед референдумом СМИ РСФСР нагоняла страхи, описывая всевожможные последствия этого рефрендума, в случае положительного результата в нем. Накануне в Москве даже организовали свойобразный ГКЧП из некоторых московских татар, противников референдума. В Парламентском центре на Трубной площади, ныне Лужков по тихому снес это здание, даже никто из москвичей и пикнуть не успел. Инициатором и вдохновителем этого шабаша был нардеп из ДемРоссии, Виктор Лысенько, демократ из демократов, в национальном вопросе выступал с самых реакционных позиций, где было невозможно отличить демократа от комуно-фашистов, державников. В. Лысенко отыскал среди московских татар продажных людей[4], которые быстренко создали “Всетатарский Комитет Центрального П”(?) и вместе с ними организовал масштабную акцию против намеченного референдума в РТ. Эта акцию провели с участием многих татар из Москвы, в этой акции не участвовал, хотел сорвать эту позорную акцию, но нас с А. Бикбаевым не пустили, специально стоял ОМОН у входа в Парламентский центр проверял документы у входящих. Но эта затея противников референдума ни какого влияния на ход проведения референдума не оказало, в РТ референдум получил положительный результат, 64, 6% населения республики изъявили желание выйти из состава России.
Поскольку руководство РТ ничего не предприниала после распада СССР в деле закрепления Декларации О суверенитете, то, естественно российская сторона стала подвергать сомнениям положение Декларации. Дескать было неправильно принятие самой декларации, этого не достаточно для объявления суверненитета т.д., а нужно провести республиканский референдум с этим вопросом. Российская сторона думала, что живущие в РТ русские люди выступят против республиканского суверенитета, поскольку русских было в то время в республике большинство. Но, как известно просчитались, русские люди и иные граждане не татары не голосовали проитив выхода РТ из состава тогдашнего РСФСР. В Татарстане референдум получил подтверждение о выходе из России, и тем самым перечеркнул все надежды великодержавных кругов на удержание республики в своем составе. Люди в Татарстане ликовали, что многовековая надежда на выход из России осущеситвляется у них на глазах.
В ТОЦе успокоились, что они добились своей мечты и расслабились, передоверили все вопросы оформления суверенитета Шаймиеву и его окружени и не создали комиссию контроля за оформлением этого жизнено важного факта. Это была ошибка со стороны национального движения, слишком серьезное было это дело, но, с другой стороны и в руководстве были татары, казалось они так же жаждут суверенитета? А оказалось это не так они и не думали серьезно об отделении от России. Оказывается нельзя было предполагать, что и другие так же думают о свободе как национально ориентированные люди, а национальное движение это положение не учло. Мы думали раз мы все татары, то следовательно и думать и поступать должны одинаково. О! Как мы жестоко ошиблись тогда.
Но, вернемся к московским делам, в 1990 году, я сразу создал две татарские организации, в июле Московский Комитет Миҗгар, а в октябре месяце НДП «Ватан». Комитет Мижгар зарегистрировал в Моссовете 28.01.1991 г., регистрационный номер 11198, где в написано: «восстановление культурно-экономических связей с татарским населением Нижегородской области и Чувашской республики для развития и сохранения местных обычаев и традиций». Это уникальная организация, я его устав сам сочинил полностью, поскольку не было в природе такой организации как КМ. Хотя КМ зарегистрировал только в 1992 году, но уже от имени комитета обращался вовсе властные инстанции города, начиная от первого Мэра Москвы Г.Х. Попова и в МИД СССР. Хочу привести текст одного короткого письма на имя Попова Г.Х. написанное от имени КМ в те годы:
Председателю Моссовета Попову Г.Х.
Уважаемый Гавриил Харитонович!
Просим рассмотреть вопрос о передаче Дома Асадуллаева из ведомства МИД СССР, по адресу, М. Татарская ул. Дом 8, на баланс Московского Комитета «Мижгар» - общественной организации татар москвичей. Наш Комитет зарегистрирован в Моссовете 28.01. 1991 г. за № 11198.
Передача этого дома законным хозяевам москвичам-татарам, несправедливо затянулась. Мы считаем, что у МИДа СССР достаточно помещений и без нашего дома. Требуем у МИДа освободит наш дом. МИДу принадлежат несколько домов по Стремянному пер., например, дом № 29, где открыты различные коммерческие кооперативы, водительские курсы и т.д. А нашему Комитету негде разместиться, негде начать свою деятельность, практически имея целый дом, москвичи-татары в то же время не имеют ни метра площади. В таком ненормальном положении мы находимся.
Председатель Комитета «Мижгар» Миначев.
Письма были направлены от нашего КМ (Комитет Мижгар) в МИД СССР, в Моссовет с просьбой решить вопрос положительно с передачей Дома Асадуллаева нашему Комитету в течение 91-92 гг., но, результат всем известен. Таких писем с просьбой вернуть Дом Асадуллаева только от КМ было с десяток, как в Моссовет, а также в МИД СССР разным ведомствам этого органа, а также и от НДП «Ватан» в те же годы были направлены. Вот одно письмо на имя Шеварднадзе Э.А., хочу привести тут это письмо целиком. Правда сегодня оно звучит как бы не очень корректно, но эти годы были сломом, казавшееся бессменным правления коммунистов. Так сказать в переломный момент истории страны, это видно из текста письма, разве десять лет назад можно было писать так? Не в жизнь.
Министерство Внешних Сношений СССР (МИД СССР)
Министру Внешних Сношений, господину
Шеварднадзе Э. А.
Многоуважаемый Эдуард Амвросимович!
Требуем освободить Дом Асадуллаева (М. Татарский п. дом 8) от службы бывавшего МИД –а СССР и вернуть законным владельцам дома, москвичам-татарам. МИД СССР 50 лет пользовался нашим Домом, думается пора и честь знать.
Осужденный всеми Нами и Вами сталинский режим должен быть искоренен во-всех своих проявлениях, сталиниты отобрали Наш дом, Ваш долг теперь вернуть законным владельцам.
Письма с просьбой о возвращения Дома Асадуллаева за эти годы много накопилось в Вашем Ведомстве. Пора, давно пора решить этот вопрос (положительно).
М. Миначев, председатель НДП «Ватан». Москва, Ленинский
пр-кт, дом 90 кв.76. дата почему-то отсутствует.
Таких писем было, как я уже писал выше, множество написано мною и нашей организацией, а Дом нам вернули спустя 13 лет. Все же мы получили свой дом, правда, временно сроком на 49 лет правом безвозмездного пользования…
Но, мы просили не только дом Асадуллаева, но и другие помещения прямо после распада СССР, ничего не дали. 90-ые годы, как раз время открытия различных коператив, вот и мы попытались, что-то получить, для хозяйственных нужд. У меня есть копии нескольких писем в Моссовет на имя первого Мэра Москвы Попова Г.Х., в Исполком Бауманского р-на, с просьбой дать/выделить помещение для нашей организации, но,.. до сих пор рассматривают. Мы просили в аренду помещение бывшего кафе «Чай» на ул. Кировской д.13 или помещение магазина «Кулинария» на той же улице дом 22, которые пустовали на тот момент. Мы хотели там открыть татарское кафе , продукты для этого собирались доставлять сами из татарских регионов. В то время Москва нуждалась в продовольственной продукции. Этот период времени как раз, получается, перед приватизацией. Какие ответы из этих государственных органов мы получили, теперь уже не помню, а ответы из этих структур пока в глаза не попались. А, может и не было никакого ответа, времена были бурные, все вокруг бурлило, евреи и русские хватали все подряд, действительно, кто чем руководил, тот это и поимел, т.е. присвоил, приватизировал. Тогда приватизировали различные магазины, универмаги, заводы, фабрики, кто был министром, тот сразу всю промышленную отрасль приватизировал. Нам татарам ничего не досталась, в Москве русские приватизировали все городские туалеты, поставили туда музыкальные центры и стали крутить музыку. Видимо думали под музыку легче произойдет процесс диссимиляции, или быстрее, одним словом, сидишь на толчке и слушаешь Баха.
Но, татары в Москве ничем не владели, они представляли к концу советской системы, в большинстве своем, часть научных работников, а большая часть инженеров и рабочих. Естественно, не были первыми лицами в производствах или где либо, поэтому нам при дележке ничего не досталось, все поделили между собой евреи, поскольку они были и министрами, директорами различных предприятий. Если в 50-60-ые годы наши татары занимались спекуляцией, то ко времени перестройки они вымерли, их не стало совсем. Когда разрешили торговать и открыли всевозможные рынки, наших людей уже не оказалось среди торгашей. Мы поиеряли за советский периуд навыки торговли, уже не было тяги к торговли, а значить и к деньгам, поскольку торговля это быстрые деньги. Мы бы хотели что-либо открыть, какой-нибудь торговлю, но не было помещения, своих людей во властной структуре, который бы нам помогал.
Писал также с посьбой о предоставление юр.адреса для Комитета “Мижгар” в Упрапвление делами МИД СССР, даже от этого управления есть ответное письмо на бланке, разрешаюшее нашему Комитету, но без печати и подписи. Как такое могло получиться? Не имею представления. Возможно подлиник письма из УД МИД СССР за подписью начальника УД МИД был представлен с бумагами на регистрацию в Юстицию Москвы, Есть мое письмо на имя начальника юстициии Москвы Костандову Ю.А., где есть ссылка на разрешающее письмо из УД МИД-а. Комитет “Мижгар” открыл расчетный счет в “Бизнес” банке, был у нас свой р/счет, куда можно было перечислять деньги.
Вот у меня в руках Договр заключенный Махмут хазратом состоящем из 5- пунктов.
Договор
Мы, нижеподписавшиеся руководители: религиозного общества мусульман “БАЙТ_АЛЛАХ”-шейх Махмут А. Велитов и московского комитета “Мижгар”-М. Минначев пришли к соглашению по следующим пунктам:
- О сотрудничестве в деле национального, культурного и религиозного возрождения татарского народа;
- О совместных действиях для организации изучения родного языка, сохранения обычаев и обрядов татарам-москвичами;
- Об оказании поддержки друг друга в исполнении пунктов 1 и 2.
- Стороны догворились в спорных вопросах вместе искать пути решения при соблюдении бесспорныхх приоритетов в виде ислама (Корана и Сунны) и национальных интересов татарского народа.
- Прочие условия.----------------
Подписи с печатями Махмут хазрата и М. Миначева, номера телефонов, 24.06.1992 г.
Но, Махмут хазрат не сдержал слово, также и на пп.1,2 Договора, которые он подписал. Мы с ним растались после Чеченских событий, которые разразились спустя два с лищним года.
Вот любопытное письмо датированное 30-го марта 1991 года на имя директора магазина №120 “Книжный ми” на Кировской улице дом 6.
Уважаемый Борис Семенович!
Как известно 30-го августа 1990 г. Татарстан принял декрет о суверенитете и тем самым, стал Союзной Республикой. Нам хотелось бы, различные учреждения в своей деятельности учитывли это обстоятельство на практике. Было бы правильно, если Вы не дожидаясь указания сверху, нашли бы возможность разместить наши книги в соответствии нового статуса республики. Сотни тысяч татары Москвы должным образом отнесутся к Вашей доброжелательности в отношении наших книг, имеюшихся в Вашем магазине. Истинная дружба народов там, где в уважением относятся к культуре других народов. М. Миначев, предсдатель Комитета “Мижгар”. 30.03. 91 г.
В те годы мы очень много дел переделали и ещё больше стремились делать. Куда тоько не писали письма, начиная директору книжного магазина, кончая Мэром москвы, МИД СССР и .д. Стремились охватить все области социальной и религиозной жизни татар Москвы их место в политическом поле РФ и т.д. Вот еще одно письмо, написанное в те годы Комитетом “Мижгар”, правда писал письма используя и НДП “Ватан” в равной степени.
В Мэрию г. Москвы, г-дину Фомичкину А.Н.
Многоуважаемый Анатолий Николавевич!
Московский комитет “Мижгар” просить Большой Зал Мэрии на 29-ое июля с 19-00 до 22-00 для встречи с Ваалерией Пороховой ар-Рошд, которая прочтет лекцию на тему: “Роль женщины в исламе”. На вечере будут присутствовать ученые улемы из Восточных стран, имамы Московских мечетей.
Оплату гарантируем наш р/с г. Москва, коммерческий банк “Бизнес” МФО 201638 р/с 200609930 комитет “Мижгар”.
Председатель комитета “Мижгар” М. Миначев.
8.07.1993 г.
Не думай читатель, что М. Миначев такие грубые письма писал начальству, это не так, а отражают эти письма отношения раскованных людей, наконец-то почувствовавших себя людьми. Письмо писано в бурные 90-ые годы, поэтому стиль демократический, как равной гражданин равному гражданину, а не так как сегодня, господину от его раба. Конечно, сегодня поменялись понятия и опять мы стали неравные между собой, проситель не равен к господину которму обращается с просьбой, следовательно и стил письма эти качества отражает.
Хочу ещё одно письмо привести писанное от имени комитета “Мижгар” и НДП “Ватан” в Иранское посольства. О чем же я прошу иранских властей?
В посольство Исламской Республики Иран (пресс-отдел)
Народно-демократическая партия “Ватан” и комитет “Мижгар”, общественные организации татар, хотели бы иметь постоянно у себя Ваш бюлетен “Третий взгляд”, с целью получения информации из первых рук. После многвековой колониальной зависимости ветры реформ и для нас несколько приоткрыли горизонт. Наш народ медленно начал просыпаться, создали несколько общественных организаций в Москве, образовали политическую партию. НДП “Ватан” выступает за возрождение татарской нации, восстановления обычаев и традиций, реаблитации своей истории, за демократические преобразования в РФ. Наш народ в прошлом имел тесные культурно-экономические связи с Ираном, до революции в медресе преподавали язык фарси.
У нас нет своего печатного органа, но надеемся, что когда-нибудь начнем выпускать свою газету. Объективная информация всегда нужна, тем более, что об исламском мире, об Иране не всегда газеты печатают правдивую информацию. Наше влияние на политку РФ пока ничтожно мало, но, думаем, в дальнейшем наше влияние будет возростать, для этого все предпосылки имеются, Иншаалла.
Мохаммэт Миначев, председатель НДП “Ватан” и комитета “Мижгар”.
Москва, 26.08. 1993 г.
Вот второе письмо в Минюст РФ, Управление по делам общественных и религиозных объединений, Начальнику Управления гонину В.С.
Как видим, в этом письме слово “начальник” написан с большой буквы, уже не так, как два года назат.
“Реализуя свои конституционные права, опираясь на соответствующие статьи Междунароодного пакта “О гражданских и политических правах”, принятые ХХ1-Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 г., основывааясь на Конституцию РФ, закона “основы законадательства РФ о культуре” и закона “Об общест\твенных объединениях”, граждане РФ татарской национальности создали политическую партию для защиты гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод и их участие в управлении государственными и обществеными делами.
Представляем повторно на регистрацию документы НДП “Ватан”. Ваши замечания и пожелания максимально учтены (п..№ 7-538/0 от 03.06.. 1993 г.) на Втором Внеочередном курултае партии 23.07. 93 г.
Надеемся на объективность с Вашей стороны при расмотрения наших партийных документов. Хотнелось бы заметить, что за все время совместного проживания татар и русских в одном государстве – эта первая в истории попытка создать самостоятельную политическую организацию татар. Можно решить вопрос по-старому, “держать и не пущать!”, но что едва ли будет способствовать взаимопониманию между государством и его нерусскими гражданами, что конечно вызовет конфротационные тенденции среди последних. Единственно разумное.ю конечно, дать возможность и нам реализовать свои конституционные права на создание своей организации и не строить дополнительных препятствий на этом пути.
С уважением к Вам и всегда готовый рассмотреть с Вами любые вопросы, если таковые возникнутю М. Миначев, председатль НДП “Ватан”, 16.09. 93 г.
Приложения на 47 листах.
Наконец, зарегистрировали через 8 месяцев нашу партию, в апреле 1994 года. На период регистрации в НДП “Ватан” было всего 64 члена, 63 татарина и один русский, Володя Китаев.
Да, жаль, что не оказалось более умных и решительных татар бороться за свое возрождение, всего-то 63 татарина?! Я уже писал, во время первого курултая, когда создавался оргкомитет по образование партии, тогда ТАСС собщил об этом, “партия ставить своей целью возрождения татарского государства от Астрахани до Сибири?! Я на кануне позвонил в ТАСС, там был корреспондент белорус, если не ошибаюсь, по фмилии Зенкович, вот он передал на весь союз об образование партии “Ватан” с намерением возродить татарское государство от Астрахани до Сибири. После первого курултой которой прошел 13 октября 1990 года, на заседание Совета “Туган тел” выступил резко против создания партии Урал Шарипов и, сразу в партии остался один я, вышли из вновь образоваанной партии сразу 7 человек. Тогдашние члены, на которых я собирался опиратьтся в дальнейшем, среди них Ахат Мухаммятов и покойный Мясум Хусаинов. Но, после выхода из оргкомитета партии, вскоре поступили другие и первым среди новых поступивших был Аскер Бикбаев. Случилось это в каком-то антикоммунистическом митинге, которая проходила на Дзержинской площади. Я тогда вышел с флагом НДП “Ватан” один, шел прямо с развернутым флагом от ст. Метро пл. Ногина, вижу впереди идут люди с плакатами, один молодой человек держить в руках портрет Ленина перечеркнутой крес на крест, и, ни каких слов. Разговолрились, оказался татарин, предложил ему войти в партию и он согласился, вот с тех самых пор находится в рядах партии, идейно убежденный парень. Интересная его история, родился где-т на Севере,где работали его родители (москвичи) ,сейчас живет в москве с родителями, ему было тогда всего 20 лет и он прекрасно разбирался в политике, был резко настроен антикоммунистически. Дед был из раскулаченных, в то время деда его уже не было в живых, и он воспитал хорошую замену себе, Аскер сказал, что в толпе еще один татарин полукровок, “предложите ему, миожет и он войдет”. Нет, не захотел, шел вкупе евреями. Но, зато поступил в нашу партию другой полукровок- Роальд Мухамедьяров, член партии ДС Валерии Новодворской. Одним словом в течении месяца или полтора набралось в партии человек 12, потом и остальные пришли. В Москве членов партии было человек 30, остальные из 7-и регионов.
Несмотря тому, что членов было немного, я надеялся после регистрации люди придут, и, обязательно зарегистрируем напшу партию с российским статусом.. К сожалению, добиться этого не сумели.
На наши письма давали ответы, вот передо мной лежит ответное письмо из Дзерджинского района Москвы, тогда в Москве было 29 районов. Адресованное на имя комитета “Мижгар” на наше письмо от 27.05. 1991 г.. Значить, такие письма были направлены в несколько районов москвы. Вот этот ответ:
На Ваше обращение (вх.6/1933 от 27.05.91 г.) о передаче в аренду магазина № 54 по пр. Мира, 58 постоянная комиссия по экономической политике Дзержинского районного Совета народных депутатов предлагает Вам обсудить этот вопрос совместно с заместителем постоянной комиссии по торговле Дзержинского Совета т. Лобачевым В.Н., договоренность с которым имеется (ком. 217), председатель комиссии, подпись Г.Л. Апарников. исп. Швец В.В. тел. такой-то.
Видимо договориться не удалось, раз мы не получили то, что просили....
Вот наткнулся на любопытный документ написаной в ВС РСФСР, Комиссии Совета Национальностей по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. На имя председателя Комиссии т. Бокову В.А. Вот это письмо, хочу привести целиком.
Уважаемый Владимир Анатольевич!
Как тогда договорились, во-время встречи с народными депутатами горсовета Набережныъ Челнов, об улучшении приема в Москве трансляции из Казани, могу сообщить следующее: Казанское Радио вещает на Москву на 13-16 метрах, а наши приемники принимают на диапазоне от 25-31 метроов и выше. Формальное радиотрасляция есть, но практически мало кто может услышать эти передачи. И эти тьрансляции начались тоько в 1988 году на базе т.н. глушителей вражеской волны. В апреле 1988 г., мы писали на Плнум ЦК КПСС по национальному вопросу, адресовали письма на имя Горбачева М. С., спустя несколько месяцев и было передано, или вернее, начали использовать как ретрансляторы эти глушители. Лияно я, в июне месяце 88 года связался с ЦК КПСС по телефону и разговаривал с тов. Солодовником Аркадием Филипповичем, тогда он и сообщил, что решили использовать глушители как ретрансляторы Казанского Радио. Вот таким образом, ЦК КПСС решил вопрос, по традиции чисто формально, а по сути все осталось по прежнему, не доступна Радивещание из Казани для слушателей. Для нужд татарского народа в этой стране ничего нет, ни волны нормальной, ни школ национальных, ни издателств, ничегошеньки,. и суверенитета тоже, а мы как никак коренные жители Восточной Европы.
Нам думается при доброй воли исполнителей, те ретрансляторы могли бы транслировать передачи из Казани на другом дипазоне, удобном для приема.
С уважением М. Миначев председатель оргкомитета НДП “Ватан” и Комитета “Мижгар”, Москва 20.07. 1991 г.
Даа, с российскими властями всегда нам плохо догавариваться, никогда не удовлетворяли и не удовлетворяют до сих пор наши поосьбы о чем бы не просил, везде и всюду – отказ полуаем. Так куда бы мы не писали, всюду получаем отписки или отказы, ни разу не удовлетворили нашу просьбу. Естественно, все это копилось у нас в душах многие года, В бурные 90-ые годы в Москве все кипело, очень много было великодержавников, особенно в Российских СМИ и среди народных депутатов съезда РСФСР, во-время развала СССР были Народные Съезды, где было народных избранников 1200 человек. Вот они по ЦТВ выступали денно и ношно почти безперерыва. Вот тогда я обратился к народам России с обращением. Хочу это Обращение привести целиком, поскольку оно показывает наше живое участие в бурные 90-ые. Мы не сидели сложа руки и не прятали головы в песок ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДАМ РОССИИ.
Дорогие соотечественники!
Наша страна, наш общий дом переживает в настоящее время драматические события. Идет ломка старых общественных формаций, происходит развал советской системы. Система за более чем 70-летнего правления страной, оказалась неспособной к прогрессивному развитию общества, привела к застою в науке и в экономике, привело Мировое Сообщество к порогу ядерной катастрофы. На ее совести миллионы загубленных и замученных жизней наших соотечественников. Самая кровожадная система, когда-либо существовавшая на земле...Отторгается старое и нарождается новое, процес не безболезненный, но некоторые люди пытаются в этом усмотреть развал русского государства, угрозу русскому народу. Определеными кругами происходить оттождествлении советской кровавой системы с Русской Империей, что на мой взгляд неверно. Как известно, Русская империя прекратила свое существование в 1917 году, объявивь себя Социалистической Республикой и отказавшись от имперских притезаний. Народы бывшей колонии Царской России объявили себя Республиками и создали Союз ССР с бывшей Метропольией, который впоследствии превратился из союза республик в Советскую коммунистическую империю. Произошла подмена незыблимых истин на надуманные ценности социального распределения, классовый подход подменил собой национальный. Как будто классы могут быть без национальности?
Мы все пережили ужасы Сталинского режима, бездуховно-застойные годы брежневшины. Ждали перемен, мечтали об освобождении от лицемерия, от вранья, от холуйства, от чиновничьего хамства, от несправедливости правосудия, от давления на национальные культуры, от унижения и оскорбления языков и национальных чувств наших народов. Ждали и жаждали перемен. Так, что стремление народов освободиться от Новой Империи в старом центре не правомерно рассматривать как сепаратизм отдельных народов, тем более представлять дело так, что это ущемляет права русского населения проживающих в национальных республиках и регионах.
Почему мы не желаем задуматься над тем, что русское население в национальных окраинах империи ущемляет интересы коренного населения, препятствуя им самоопрделиться? Многие из нас почему-то этого замечать нге хотят. Справедливый подход требуется во всем, не нужно торопиться с обвинениями в адрес других, а давайте попытаемся разобраться. Тут явно просматриваются разные подходы, с одной стороны выступает народ чья культура может развиваться только на данной территории, так как просто нет другой, а с другой стороны-небольшая этническая группа большого народа на чужой территориии, чьей национальной культуре угрозы не существует. Они чинят всевозможные препятствия в установлении суверенитета республики, здесь явно имеет место групповой эгоизм с душком шовенизма. В разряд претендующих на самоопрделение и построения национального дома выстуают и татары, самый многочисленный народ в России после русских.
Разве создания татарского государства может ущемлять права русского народа? Конечно же нет. Если кто думает иначе то сильно ошибается. По такой логике можно сказать и так, что и русское государство ущемляет права других народов. Так вот, давайте подумаем, не лучше ли было бы нам всем, если каждый народ имел бы свой национальный очаг? Тогда всякие разговоры прекратились бы за ненадобностью. В сущности в Европе народы так и живут, все имеют свои государства. И проблем у них поменьше чем у нас (во всяком случае друг другу никто не навязывает свою культуру и язык, или не принуждает другим способом). Так вот, разделение – это не развал, а благо для всех его граждан и народов, дает возможность для свободного развития каждому из них.Это вовсе не война между республиками, как пытаются представить центральные газеты, хотя, к сожалению такие издержки имеют место быть (НКА), но эти конфликты явно имеют временный, переходящий характер. Неправильно думать, что у каких народов нет государства то им и не нужно. Вот такой подход действительно ущемляет права народов и уничтожает равенство между нитми. Естетственно, где нет равенства, там нет и дружбы, чего, конечно допускать неследует.
Судьба нас испытывает свободой, а мы так “ужились” с несвободой, что просто страшимся ее и поэтому выдумываем всякие небылицы. Мы все те же, из вчерашнего дня, старые знакомцы шагающие в свободное завтра! Дорогу мы можем преодолетьб только доброжелательным, терпеливым отношением друг к другу, другого пути вперед просто нет, все остальные пути ведут нас назад, к прошлому!
М. Миначев, председатель оргкомитета НДП “Ватан”, Москва январь 1991 г.
Я и сегодн убежден в справедливости этих строк, тем более, наша страна –РФ уже более десяти лет идет в старом напрапвлении.
Вот еще одно письмо в Комиссию по Управлении Москомимуществом, предсдателю комиссии г-же Котовой Е.В.
Многоувжаемая Елена Викторовна!
Московский комитет “Мижгар” просит Вас выделить небольшое помещение нашему комитету для осуществления своих уставных задач. Московский комитет “Мижгар” – общественная организация татар-москвичей выходцев из Горьковской области и Чувашской АССР, который зарегистрирован в Моссовете 28.01.91 г. за № 11198.
С уважением к Вам, М. Миначев, председатель комитета “Мижгар”. Москва 16.12.1991 г.
Вот очередное коллективное письмо от имени нескольких татарских общественных организаций написанное в те годы в Комиссию по Управлении Мокомимущества, председателю Комиссии г-же Котовой Е.В.
Многоуважаемая Елена Викторовна!
Мы нижеподписавшееся полномочные представители татарских общественных организаций Москвы, выражающие интересы москвичей-татар, просим быстрейшего решения вопроса о возвращени Дома Асадуллавева (м. Татарский пер.дом 8.) татарской общине столицы.
Дом был построен в 1914 году на деньги татарской общины и мецената Ш. Асадуллава. До войны там размещались татарская полная средняя школа, библиотека и национальный клуб. С началом Отечественной войны, всего этого мы лишились. Осужденный всеми свободолюбимыми и демократическими силами нашей страны и Мирового Сообщества сталинизма, Сталин отобрал наш Дом и лищил татарских детей национальной школы, а взрослых место общения.
Дальнейшее затягивание этого вопроса вызывает все большее удивление и непонимание со стороны татар-москвичей. Уже не стало МИД-а СССР его фунеции и штаты значительно сократились, а наш Дом все ещё не возвращают?!
С уважением к Вам, председатель НДП “Ватан” и комитета “Мижгар”,
М. Миначев,
Московский татарский клуб “Мрас”, председатель Фезулов М.А.
Московский Татарский общественный центр (ТОЦ Москвы),Ю председатель Шарипов У.З.
Общество “Туган тел”, председатель Галимов Р.А.
Москва 1992 г.
Вот ещё одно коллективное письмо датированное 1992 годом, правда не подписано,
возможно и не отправлено, но тем не менее хочу пивести и этот документ. Поскольку видно
документ этот не я готовил, но у меня сохранился. Хочу и этот документ привести.
В Сектор национальных проблем департамента по делам печати и информации.
ЗАЯВЛЕНИЕ.
Г. Москва “____”_______________1992 г.
Заявляем, что дальнейшее затягивание решения о передаче здания “ДОМ АСАДУЛЛАВЕВА” татарской общине г. Москвы является нецелесеобразным и приобретает нежелательный характер.
Учитывая тот факт, что на здание претендуют различные организации не имеющие никакого отношения к татарской общине г. Москвы, которой принадлежало здание до 1941 года, а также татарское общество “Туган тел”, имеющее свое помещение, выделенное МОССОВЕТОМ (М. Татарский пер. Дом 5), заявляем:
С 1 ноября 1992 года, Татарская община в составе:
Московский татарский молодежный клуб “Мирас” – президент Фейзулов М.А., Московский Общественный Центр, председатель Шарипов У.З., Московский комитет “Мижгар”, председатель М. Миначев, приступает к своему плану действий по возвращению здания “ДОМ АСАДУЛЛАВЕВА” считая свои действия оправданными (митинги, пикетирования, голодовки).
Надеемся, что спаведливость наконец воссторжествует, и ПРАВИТЕЛЬСТВО г. Москвы пойдет на встречу татарской общине.
1. Московский татарский молодежный клуб “Мирас”, Президент Фезулов М.А.
2. Московский татарсий оь\бщественный центр, председатель Шарипов У.З.
3. Московский комитет “Мижгар”, председатель Миначев Е.М.
Похоже этот документ подготовил Урал Шарипов, но, не знаю почему Заяваление, столь громо сказанное не прдворилось в жизнь? Я не помню никаких действия со своей стороны, возможно подписанты не были готовы приступитбь к делу, разумеется я был всегда за. Тем более летом того же 1992 года мы, члены НДП “Ватан” держали голодовку целых 10 дней, но к нашей акции никто из этого заявления не присоеденился.
КГБ меня все не осттавляла в покое, телефон прослушивали я уже к этому привык, но вскрывали мою почту, то и дело мне подкидывали письма с разорванным конвертом, еле в конверте держались газеты, которые я получал из разных мест, а также другая переписка. Меня это раздражало, и я решил написать письмо по этому поводу, одно в Моссовет, а другое на имя Бакатина В.В. Одним словом, письма писать не надеясь на положительный результат, такова печальная судьба татарина в России!? Когда-то русские князья ходили в Сарай просить ярлыук на княжение, и получали то, что хотели. А мы пишем письма с просьбой вернуть наш Дом, и получаем постояно отказ. Вот отношения татарских ханов к русским князьям, и российских чиновников, в отношении потомкам ханов? Это земля и небо, тут нам вовсем только отказывают, а наши ханы им ярлык на княжение давали...
Председателю межреспубликанского
Комитета Службы Безопасности (бывшего
КГБ СССР).тов. Бакатину В.В.
Многоуважаемый Вадим Викторович!
Выражаю решительный протест по поводу подслушивание моего телефона, которое продолжается вот уже 11 лет, ещё времени Ю.В. Андропова. Теперь вроде бы не стало и КГБ, скажите кто же продолжает прослушивать мой телефон?
30-ноября в 21 час, 15 минут, позвонили мне из канцелярии президента Чечни Д. Дудаева. Во время разговора устраивали помехи в телефоне, целую какофонию звуков было слышно из телефонной трубки, даже было слышно слова-“он назвал фамилию Керимов”.
Информацию, которые собшили мне из Грозного не является секретом, она общеизвестна. Я хотел бы знать: 1. Кто и с какой целью продолжает прослушивать мой телефон?
2. Прослушиваются ли телефоны всех тех, кто был т.н. “антисоветчиком” по классификации КГБ ССР?
3. Или оставили для прослушивания специальный отдел для нерусских граждан нашей страны?
4. Считаете ли Вы угрозой для Российского государства наличие свободомыслящих нерусскиъ людей, которые считают свободное самоопрделение народов нормальным явлением?
5. Допускаете ли мысль, что свобода нужна и для нерусских народов?
6. Мы строим новую демократическую империю или демократическую страну?
7. Считаете ли Вы аморальнвым прослушивание телефонов, вскрывание корреспонденции и т.д.? И последнее, 8. Дайте команду немедленно прекратить подслушивание моего телефона, и ответе письменно на поставленные вопросы. С уважением к Вам, М. Миначев, мой № т. 138-80-76. Москва, 03.12. 1001 г.
Вот еще одно письмо написанное на имя депутату Моссовета Кузину В.А., который занимал пост Замесителя председателя Постоянной комиссии Моссовета По законности, правопорядка и защиты прав граждан.
Многоуважаемый Виктор Алксандрович!
КГБ СССР упразднили после известных авгусовских событий, КПСС распустили, цензуру отменили, а методы контроля за гражданами, внедренные в бытность царствования КПСС в госучреждениях, действуют. Продолжается до сих пор прослушивание моего телефона (138-80-76), вскрывают корреспронденцию и т.д. Тем самым мои права гражданина и человека по –прежнему попираются? Считаю не допустимы такое положение в правовом государстве о строительстве которого вот уже шесть лет говорят самые высокопоставленные политические деятели страны. Если в самом деле так, то должны прекратить старые цензорские замашки, или нужно открыто заявить всему миру, “что не в состоянии строить правовое гос-во, т.к. без цензуры жить нельзя, не можкм”. В таком случае, все будем в равном положении, все подконтролем. А так у меня подозрение, держат меня под кеолпаком из-за моей национальности. Тем более, когда идут разговоры об отделении Татарстана.
Но, как бы там не было, такие действия органов недопустимы в наше время. Требую разобраться в этом вопросе и защитить мои гражданские права!
Председатель комитета “Мижгар” и НДП “Ваьтан”.
Приложение: 8 надорванных конвертов.
Писем было много отправлено в различные властные структуры и ведомства РФ. Вот письмо в МИД РСФСР на имя министра иностранных дел, господину Козыреву А.В-у.
Многоуважаемый Андрей Владимирович!
Просим Вас решить вопрос о передачи Дома Асадуллаева, по адресу, М. Татрский пер. Дом 8, татарской общине Москвы. Передачу можно осуществить непосредственно московским общественным организациям татар, которые в совокупности отражают цели и задачи общины.
Ваш предшественник, МИД СССР, занитмал этот дом с 1941 г. Вкратце история Дома таково: Дом построен в 1914 году на деньги купца Ш. Асадуллаева и татарской общины г. Москвы. В начале в Доме размешалась Медресе, а после революции, там разместили татарскую полную среднюю школу, клуб и национальная библиотека, различные кружки самрдеятельности и т.д. С началом ВОВ татарская школа (из 20- школ, последняя, не закрытая к тому времени) была закрыта и там заселили эвакуированных детей дипломатических работников. Таким образом, наш дом попал в ведения МИД СССР. Потом, дети разошлись, разехались по своим домам, а в нашем доме разместили типографию МИД-а и курсы стенографисток и машинисток МИД СССР.
Долгие годы московская татарская община добивается возвращения своего дома, писали письма в свое время в МИД СССР, в Моссовет, в ЦК КПСС, в Политбюро, потом опять по тому же кругу; в Моссовет, в МИД СССР персонально Шеварднадзе и, ВС РСФСР Хасбулатову и т.д. Письма писали многие татары москвичи, так что, все письма и адреса затруднительно перечислять, очевидно адресов было гораздо больше чем я тут их перечисли.
В нашей жизни, в жизни страны произошли большие перемены, не стало многих из прежних адресатов, упразднен и МИД СССР. Теперь наш Дом перешел в Ваше ведомство. Известно, многие службы бывшего МИД-а СССР сокращаются, высвобождаются помещения. Наверное будет правильно удовлетворить и просьбы московских татар передав им их же собственность обратно. Мы надеемся в новаом МИД-е, в новое время нас поймут лучще и не стану тянуть время. Дом нам самим нужен и весьма срочно, т.к. без своего помещения нам вхождение в рыночное хозяйство будет весьма затруднительно.
С большим уважением к Вам, М. Миначев председатель НДП “Ватан” и Комитета “Мижгар”. Москва, 26.12.1991 г.
Хочу привести еще одно письмо, написанное на имя Председателя Госкомимущесто г-не Чубайсу А.Б. Письмо от трех татарских организацй. Может зря писали этому Чубайсу, потом он пользуясь своим служебным положением передал наш Дом из баланса МИД-а на баланс УД Кремля. А эта организация чувствует себя полным хозяином нашего Дом, и держит нас на кортоком поводу. То дает, то отбирает, недавно вроде отдал наш Дом нам самим в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. А, что будет по истечении этого срока? Никто незнает, видимо полагает за это время татары оканчательно об русеют и перестануть их теребить? Не знаю, не уверен, что татары исчезнут в болоте межнациональных браков. Ну, ладно, они мечтают нас уничтожить уже полтысяча лет, а пока мы целы, будем целы Алла кушса и дальше. Как говориться, Алла не даст свинья не сьесть!
Многоуважаемый Анатолий Борисович!
Просим Вас решить вопрос о передачи Дома Асадуллава, по адресу М. Татарский пер.
дом 8, татарской обшине Москвы. Передачу дома можно осуществить неросредственно через московские татарские общественные организации, которые в совокупности отражают цели и хзадачи общины.
Этот дом занимал с 1941 года МИД СССР, теперь там службы МИД-а РФ. Вкратце
история дома такова: Дом построен в 1914 году на деньги купца Ш. Асадуллаева и татарской общины Москвы. В начале там размещаласьб Медресе, а после революции-полная средняя татарская школа, клуб и национальная библиотека, различные кружки самодеятельности, прикладного искусства и т.д. С началом ВОВ, татарская школа (кстати, единствено сохранившаяся среди 20-и школ к тому времени) была закрыта и там разместили эвакуированных детей дипломатических работников МИД СССР. Таким оборазом Наш Дом попал в ведении МИД СССР. После дети разошлись, разъехались по своим родителям, а в этом здании разместили типографыию МИД-а и курсы стенографии и машинисток.
Долгие шгоды московская татарская община добивается возвращения своего Дома, писали письма в свое время в МИД СССР, в Моссовет, в ЦК КПСС и в Политбюро, потом опять потому же кругу: в Моссовет, в МИД СССР, персонально Э.А. Шевпароднадзе, ВС РСФСР-Хасбулатову Р.И., в МИД РФ Козыреву В.А, пока сдвигов нет! Писали многие люди, так что все письма и адреса затруднительно перечислить, видимо адресатов гораздо больше чем тут приведено.
В нашей жизни и в жизни страны произошли большие перемены, нестало многих из прежних адресатов, упразден МИД СССР. Известно, многие службы бывшего МИД СССР сократились, высвобождаются помещения, наверное будет правильно удовлетворить теперь и посьбы московских татар – передав им их же собственность обратно. В августовские дни, мы члены ЭТИХ ТАТАРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТОЯЛИ НА БАРРИКАДАХ У Белого Дома России, защищали демократию и надежду на обновление всей демократической общественности вместе. Мы надеемся, на Ваше понимание в этом вопросе, дом нам нужен самим и весьма срочно, т.к. не имеем ни одного квадратного метра площади для своих нужд. Да, если и демократы откажут нам как партократы, то весьма сложно будет нам объяснит рядовому москвичу, почему так происходит с нашим Домом.
С большим уважением к Вам М. Миначев председатель НДП “Ватан” и комитета “Мижгар”. Москва 18.02. 1002 г.
Теперь спустя годы начинаю понимать, что эти наши письма,, образно говоря используя русскую народную поговорку, похоже на, “метать бисер перед свиньей”, т.е. бесполезное занятие. Но, нам татарам ничего другого не остается. А? Может кто знает другой способ общения с госчиновниками?.. Пока мы просили вернуть Наш Дом, нами возглавляемым организациям (НДП “Ватан”, комитет “Мижгар”, молодежный клуб “Мирас” и Московский ТОЦ), потом появились другие организации, особено руководители “Туган тел” в лице известного Нура Гарипова и председателя “Туган тел” Р. Галимова. Они выступили против передачи Дома Асадулаева нам и нами возглавляемым организациям, стали претендовать на Дом Асадуллаева тоже. Таким образом на Дом стали претендовать кроме нас и другие татарские организации. Тут у властей появился возможность выбора и они выбрали саботаж, заявляя нам, “они не знают кому возвращать Дом, поскольку просителей много, договоритесь меж собой, кому из вас возвращать”. Мы оказалис в тупике. Тогда я предложил создать Фонд по возвращение Дома, куда предложил войти всем претендентам на Дом, а возглавить этот Фон Равилю Гайнетдину. Все согаласились, осталось уговорить Р. Гайнетдина.
Вот список членов учредителей Фонда Дома Асадуллавева, состоящей из 8-и человек:
- Р. Гайнетдин – имам хатыб соборной мечети.
- М. Велитов, председатель общества “Байт-АллаХ”
- Р. Галимов, президент общества “Туган тел”
- М. Фезулов, редседатель Московского татарского молодежного клуба “Мирас”
- М. Миначев, председатель комитета “Мижгар”
- Ф. Вильданов, член комитета «Мижгар»
- Н. Сабирзянов, советник президента Исламского центра
- У. Шарипов, председатель МТОЦ.- список скреплен подписями и печатьям
Р.Гайнетдина, М. Велитова, Комитета “Мижгар” и МТОЦ, почему-то печатей “Туган тел” и клуба “Мирас”, отсутствуют.Есть протокол учредительной конференции Фонда Дома Асадуллава (ФДА), которая состоялась 21.12.1992 г.
Протокол № 1.
Повестка дня из двух пунктов
- Учреждение Фонда Дома Асадуллава
- Обсуждение проекта устава Фонда дома Асадуллавева.
Для ведения конференции избрали рабочий президиум из трех человек: Равиль хазрат Гайнетдина, имам –хатыба соборной мечети, М.Миначева и М. Фезулова.
Председателем избрали Р. Гайнутдина, Секретарем избрали двоих; М. Миначева и М. Фезулова. Проведено голосование, все проголосовали за эти кандидатуры. Принято единогласно.
Р. Гайнутдин после голосования открыл конференцию и выступил краткой речью. Сказал, “что Аллах повелевает всем мусульманам быть добрыми, творить добрые дела вместе, дружно, разногласия между мусульманами Богопротивное дело. Из-за наших разногласий, мы не можем никак вернуть Дом принадлежащий татарской общине Москвы. Теперь уже стало ясно, что ни одной общественной организации татар москвичей Дом Асадуллаева не получить, т.к. среди нас нет единства. Каждый просит себе и только себе, и в результате – никому. Дом продолжает оставаться в руках государства, а он всем татарам очень нужен. Могли бы уже давно получить этот Дом, если бы были единны. Вот почему и возникла потребность создания этого Фонда”.
Н.В. Сабирзянов-“Надо объедениться, потом будем решать остальные проблемы”.
Р.Гайнетдин, -“Поэтому поводу мы и собрались сегодня, с целью создания ФДА. Здесь собрались полномочные руководители татарских общественных организаций, возможно к нам присоединяться и некоторые частные лица из числа коммерсантов и бизнесменов. Готов проект устава ФДА. Мы его сегодня рассмотрим, но сначало я хочу провести голосование по вопросу учреждения ФДА. Нет возрожений? Тогда ставлю на голсование, кто за учреждение ФДА, прошу поднять руки? Кто против? Кто воздержался? Нет. Принято единогласно.
2. Теперь давайте перейдем к второму вопросу повестки дня. Рассмотрим проект устава Фонда. Здесь представлены все наши национальные общества и культурные организации и устав должен быть соотвеветствовать их деятельности и запросам, охватить разносторонние проблемы и другое. Мы поручим юристу, пусть он дорабатывает.
Галимов Р.А. –“проект устава был роздан, мы с Надир Вафичым, вообще-то правильно будет Вафа улы, ознакомились. Я согласен с хазратом, нужно устав доработать.
Фезулов М.А.-“Конечно, нужно устав устав дать юристу, пусть он дорабатывает”.
Сабирзянов Н.в.-“Конечно устав нужно доработать, пусть будет солидным, я полностью поддерживаю хазрата. Нужно передать Миначеву как автору проекта, пусть пусть совместно с юристом подготавлят.
Миначев М.М.-“Я уже подготовил проект, пусть остальные дорабатывают, только нужно торопиться, время не ждет, я обещал Мэрии, что устав будет зарегистрирован в декабре”.
Р. Гайнутдин-“Да, нужно торопиться, все должно быть сделано до 15-го января. После меня в Москве не будет, уезжаем на хадж, потом в Морокко на Исламскую Конференцию”.
Сабирзянов Н.В.-“Давайте поручим доработать устав с совместно с юристом нынешнему президиуму”.
С С этим предложением все согласились. Президиум обязался подготовить устав ФДА в ближайшие дни. На этом повестка дня была исчерпана..
Председателствующий на конференции- Равиль хазрат Гайнутдин, подпись.
Секретарь конференции, М. Миначев – подпись.
После нового года 1993 г. устав был доработан и готов для подачи в регистрирующий орган. Устав Фонда Дома Асадуллаева, состоял из 8-и глав, совершенно уникальный документ был в кратчайшие сроки создан мною совместно с юристом А. Алимовым, членом юр. коллегии Москвы. Вот только один пункт из Обшего положения устава: 1. Фонд “Дома Асадуллаева”, именуемый в дальнейшем Фонд, является московской городской общественной организацией, созданной в целях осуществления благотворительной и культурно-просветительскской деятельности среди московской татарской общины, а также в целях решения вопроса о возвращении татарской общине города Москвы – Дома Асадуллаева (М. Татарский п.дом 8). Остальные пункты устава похожи на уставы других общественных организаций, поэтому приводить полностью текст устава- это просто утомить читпателя, поэтому воздержусь их приводить. Если кому захечется ознакомиться с уставом, пишите, тогда, как говориться “по просьбе трудяшихся” напечатаю. Так что, за Дом Асадуллаева пришлось много бороться мне лично и включать в эту борьбу всех желающих татар в деле возвращения Нашего Дома и даже привлек к этому Рафкать Галимова, жульнически захватившего наше общество МОТК и добавившего довеск в виде “Туган тел”, тем самым сбив нас с толку.
Среди своих бумаг нашнел один проект по создании организапции по “Самоуправлении московской татарской общины” (СМТО), где расписман по пунктам будущая деятельность этой организации. Когда точно были сделаны эти наброски, не известно, дата отсутствует. Но тем не менее, хочу привести эти записи как есть, поскольку эти строки отражают мою интелектуальную деятельность, возможно будет интересна и вам. Вот эти пункты:
1. Состоит из Совета самоуправления и технических работников (апарат председателя; бухгалтер, секретарь-машинистка и т.д.)
2. В совет самоуправления входят все московские общественные и религиозные организации в лице своих руководителей.
3. Общественные и религиозные организации ведут свои работы и в рамках Общественного самоуправления, при этом избегая дублирования деятельности друг друга.
4. Необходимо создать новые службы:а) юридическую помошь татарам москвичам, по уголовноным, гражданским и экономическим, и политическим делам. Чем выше будет эффективность юридической помощи, тем сплоченее станет община, или вернее, она будет создана. А пока что в Москве, нужно признаться, нет татарской общины, её нужно создавать! Цена юридической помощи должна быть умеренной, а сама помошь эффективный. В юридическом отделе должно быть не меньше трех квалифицированных юристов по специальностям: 1) по уголовному делу; 2) по гражданскому праву; 3) и по экономическим правам татар. 4) В дальнейшем, по мере становления Общины, может и раньше, создать отдел благотворительной помощи. Нужно помнить в первую очередь должно быть оказано многодетным семьям (начиная от зх детей и более), одиноким пенсионерам, больным и инвалидам.
5. Можно попробовать создать при Совете Мозговой центр; из учных, специалистов разных направлений, представителей общественных организаций, журналистов, деловых людей и т.д.
В принципе, такую общину можно было бы и сегодня создать, если бы нормально работала РТНКА Москвы и ФНТКА.
Поскольку я взялся в серьез за национальные дела, где до меня и конь не валялся, то были вынуждены что-то предпринимать и власти Москвы и депутаты Моссовета. Вот у меня в руках РЕШЕНИЕ Московского городского Советанародных депутатов, ПОСТОЯННОЙ КОМИСИИ, по вопросам межнациональных отношений, которой принял ряд положений 16.02.1989 г. “О работе Московского Комитета по народному образованию (МКНО), развитию, системы изучения национальных языков в г. Москве.
Заслушав и обсудив сообщения председателя Московского городского Комитета по народному образованию тов. Михайлова Б.М., и депутата Моссовета тов. Лебедевой Л.Ф., постоянная комиссия Моссовета отмечает, что МКНО начата работа по решению назревших проблем изучения национальных языков в г. Москве.
В текущем учебным году начали функционировать межшкольные факультативы по изучениию татарского языка для учашихся 1-7 классов в школах № 17 (Черемушкинский район), № 4 (Севастопольский район), №1173 (Советский район). В дошкольных учреждениях № 689, 1673 (Черемушкинский район), № 630 (Советского района), отрыты кружки для детей 5-6 лет татарской национальности. Проведена определанная работа по обеспечению кружков и факультативов кадрами, проведены краткосрочные курсы в МГИУУ, по обеспечению учебниками татарского языка начальной школы.
В Доме пионеров Киевского района работает секция украинского языка и литературы. В системе курсового обучения МКНО в настоящее время ведется подготовительная работа по открытию хозрасчетных групп по изучению национальных языков.
Вместе с тем в работе Комитет по народному оьбразованию в развитии системы национальных языков в г. Москве испытывает значительные трудности, связанное с отсутствием глубоких социологических исследований потребности национального населения, научных рекомендаций и специальных методик обучения национальным чязыкам в условиях большого многонационального города, а также отсутствием собственной полиграфической базы для тиражирования учебно-методических материалов. Не хватает квалифицированных преподавателей национальных языков.
Следует отметить что пока отсутствует система в совместной работе МКНО и различных общественных национальных объединений города в организации изучения национальных языков в г. Москве. Явно недостаточны информация о проводимой работе планах, в московской прессе, на радио, телевидения.
Учитывая вышеизложенное. Постоянная комиссия ПОСТАНАВЛИВАЕТ:
1. В целях комплексного решения проблемы изучения национальных языков в г. Москве, Комитету по народному образованию совместно с Постоянной комиссией по вопросам межнациональных отношений создать Координационный совет при МКНР. Отв. Михайлов Б. .М.. Филиппов В.М., срок исполнения до 15 апреля 1989 г.
2. Одобрить в основном план кеонкретных мероприятий Московского городского комитета по народному образованию по развитию системы изучения национальных языков в г.Москве. (план прилагается)
3. Считать целесообразным проведение депутатами Моссовета-членами постоянной комиссии по вопросам межнациональных отношений, работы по ознакомлению общественных национальных объединений об основных направлениях указанного плана по развитию системы изучния национальных языков в г. Москве. Срок-февраль-март 1989 г.
4. Считать необходимым для расширения гласности в решениях вопросов межнациональных отношений в г. Москве (в том числе изучении национальных языков), обратиться в редакцию газеты “Вечерняя Москва”, в редакцию программы Московского радио и телевидения с просьбой об организации регулярной рубрики “В нгашем многонациональном городе”. Отв. Флиппов В.М. срок до 1 марта 1989 г.
5. Обратить особое внимание МКНО, с участием сложившихся потребностей, на необходимость безотлагательного решения вопросов по созданию возможностей более широкого изучения в г. Москве татарского , украинского, армянского, эстогского языков, идиша и иврита.
6. Рассмотреть вопрос, на заседании постоянной комиссии, о ходе выполнения настоящего постановления и указанного плана мероприятий московского городского Комитета по народному образованию. Срок-1У квартал 1989 г.
Председатель постоянной Комиссии по вопросам межнациональных отношений – В.М. Филиппов.
Любопытный документ. Это значить, что деятельность организации МОТК которую я возглавлял возымел свое действие. Власти вынуждены были принять наши условия, но к сожалению наши татары-москвичи оказались не готовы изучать свой родной язык. Как следствии тех далеких лет, мы получили ответ ввиде ФЗ № 309, по которому теперь в Москве и заикаться нельзя про татарский язык в школахб и детских садах. За это должны благодарить президента “Туган тел” – Рафкат Габдрахмановича Галимова, на Совещаниях под эгидой МКНО, всегда выступал против всего, что я пытался навязать властям по поводу татарских школ. Я требовал открытия полнокровной татарской школы в Москве, а он был против, соглашался на факультативное обучение. А что такое факультативное обучение татарского языка в Москве? Это седьмой урок, который невходит в школьную программу, ребенок хочсет ходит, не тхочет и не ходит. Как может захотет мальчик 7-12 лет добровольно, под смех злых языков класса оставаться на изучение татарского языка? Когда даже его родители в нужности его сыну\дочери не очень уверены, не заставляли своих детей? Это был провал великолепно организоаванный с помошью президента “Тунан тел” Москвы. У меня сохранились обрывочные мои записи, о некоторых учителях татарского языка, их номера телефонов, домащние адреса, всеми ими я говорил, уговаривал, отправлял на подготовительные курсы татарского языка в Казань и т.д. и т.п.
продолжение следует.
Москва 23.09.2910 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий